Прокуратура информирует
27 декабря 2022
- О привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Основу правового регулирования труда иностранных граждан составляет Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ).
В силу ч. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
При этом на работодателей возложена обязанность по уведомлению уполномоченного органа в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора (п. 8 ст. 13 Закона № 115-ФЗ).
Для получения патента иностранный гражданин в течение тридцати календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию представляет лично или через уполномоченную субъектом Российской Федерации организацию в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, предусмотренные п.2 статьи 13.3 указанного закона.
В соответствии с п. 16 ст. 13.3 Закона № 115-ФЗ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдан патент.
Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации в порядке, требующем получения визы, осуществляют трудовую деятельность на основании разрешения на работу.
Согласно п. 5 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных видах экономической деятельности, на 2022 год установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2021 № 1706.
Работодатели, планирующие привлечь к труду иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации в порядке, требующем получения визы, участвуют в заявочной кампании квотирования, организацию которой осуществляют центры занятости населения по месту нахождения организации, а также межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
Статьей 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства с назначением наказания в виде административного штрафа (для физических и юридических лиц) либо административного приостановления деятельности на срок до 90 суток (для юридических лиц).
- Оплата образования за счет средств материнского капитала.
Подписан закон о направлении маткапитала на образовательные услуги без предоставления в ПФР договоров об оказании платных услуг. Родители могут направлять средства маткапитала на образование детей онлайн без лишних справок. ПФР самостоятельно запрашивает необходимые сведения у образовательной организации, с которой заключено соглашение об обмене данными. Эти положения вступают в силу со дня официального опубликования Закона.
Со средствами маткапитала смогут работать только те кредитные потребкооперативы, которые соответствуют требованиям ЦБ и внесены в спецперечень. Эта норма вступает в силу с 1 апреля 2023 года.
- Особенности осуществления деятельности в водоохраной зоне.
Водоохраные зоны водных объектов в соответствии с действующим законодательством являются зонами с особыми условиями использования и устанавливаются они с целью охраны водных объектов.
Статья 65 Водного кодекса РФ определяет водоохраные зоны как территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Действие данной статьи не распространяется на болота, природные выходы подземных вод, ледники и снежники, а также подземные водные объекты.
Ширина водоохраной зоны устанавливается индивидуально для каждого водного объекта и зависит от протяженности рек и видов водных объектов (водохранилища, озера, моря и т.д.).
Режим водоохраной зоны предполагает установление особых требований и правил осуществления деятельности в пределах данной зоны. В частности, в границах водоохраных зон запрещаются:
размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
движение и стоянка транспортных средств, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие; строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горючесмазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств; размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов; - сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
Кроме того, статьей 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено требование, согласно которому любая деятельность, оказывающая воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания, осуществляется только по согласованию с органом Федерального агентства по рыболовству.
Из указанной нормы следует, что при осуществлении любой деятельности (строительные работы, добыча, переработка природных ресурсов, размещение производственных объектов, и др.) данную деятельность необходимо согласовывать с органом Федерального агентства по рыболовству.
За несоблюдение указанного режима водоохраной зоны предусмотрена административная ответственность статей 8.42 КоАП РФ.
В границах водоохраных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности, а именно: запрет на распашку земель, размещение отвалов размываемых грунтов, выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохраная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. В соответствии с пунктом 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ приватизация земельных участков в «пределах береговой полосы», установленной в соответствии с Водного кодекса РФ, запрещается.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления.
Также статьей 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение водоохраного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохраных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования; незаконная добыча песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины; нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.45 КоАП РФ; загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.
Органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением вышеуказанного режима, являются органы Федерального агентства по надзору в сфере природопользования, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный экологический надзор (Служба государственного экологического надзора Иркутской области), органы Федерального агентства по рыболовству.
Таким образом, в случае установления нарушений особого режима водоохраных зон водных объектов необходимо обращаться в названные органы.
- Об использовании платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральным законом от 30.12.2021 № 446-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об охране окружающей среды», которым введена статья 16.6 «Использование платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, зачисленная в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направляется на выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде и (или) организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в случае наличия на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) объектов накопленного вреда окружающей среде, а в случае их отсутствия - на иные мероприятия по предотвращению и (или) снижению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду носит целевой характер и не может быть использована на цели, не предусмотренные настоящей статьей.
- Ответственность юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений.
Выявление административных правонарушений, предусмотренных ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) – «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры в сфере противодействия коррупции, основной целью которого является профилактика наиболее опасного вида коррупционных проявлений - взяточничества.
Возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.19.28 КоАП РФ является исключительной компетенцией прокуроров.
Статьей 19.28 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа за незаконные - передачу, предложение, обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации: денег, ценных бумаг, иного имущества оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав (ч.1 ст.19.28 КоАП РФ); в крупном размере -сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав превышает 1 млн. руб. (ч.2 ст.19.28 КоАП РФ); в особо крупном размере -сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав превышает 20 млн. руб. (ч.3 ст.19.28 КоАП РФ) за совершение в интересах данного юридического лица действия или бездействия, связанного с занимаемым им служебным положением.
Размеры налагаемых штрафов по ст.19.28 КоАП РФ.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.28 КоАП РФ влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до трехкратной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее одного миллиона рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав;
предусмотренного ч. 2 ст.19.28 КоАП РФ - наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав;
предусмотренного ч. 3 ст.19.28 КоАП РФ - наложение административного штрафа на юридических лиц в размере до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
В соответствии с примечанием к ст.19.28 КоАП РФ, юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
- Особенности проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в 2023 году.
01 октября 2022 года внесены изменения в постановление Правительства РФ от 10.03.2022 № 336, установлены особенности осуществления государственного и муниципального контроля в 2023 году.
Установлено, что плановые контрольные (надзорные) мероприятия в 2023 году могут проводиться только в отношении следующих объектов контроля:
- отнесенных к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска;
- опасным производственным объектам II класса опасности
- гидротехническим сооружениям II класса.
При этом, исключены плановые проверки в отношении государственных и муниципальных учреждений дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования, объекты контроля которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска. В отношении таких учреждений может проводиться профилактический визит продолжительностью один день, который не предусматривает возможность отказа от его проведения. В случае выявления по результатам проведения профилактического визита нарушения обязательных требований, контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений.
Важно! Ограничения не распространяются на виды госконтроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, если в отношении таких видов госконтроля (надзора) не применяется риск-ориентированный подход.
- Ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
В связи со складывающейся ситуацией в экономике Российской Федерации одним из наиболее актуальных вопросов является защита прав субъектов предпринимательской деятельности от незаконного вмешательства или воспрепятствования их деятельности со стороны должностных лиц государственных органов.
Для должностных лиц государственных органов за нарушение прав предпринимателей, создание препятствий к осуществлению предпринимательской деятельности предусмотрена самая разнообразная ответственность: дисциплинарная, административная и уголовная.
Так, в целях защиты предпринимателей в Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности по статье 169 УК РФ.
Часть 1 указанной статьи предусматривает ответственность должностных лиц за совершение таких действий, как:
- неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи;
- ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
- незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
Часть 2 предусматривает повышенную ответственность за вышеуказанные действия, если они совершены в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб.
Требование передачи незаконного вознаграждения от предпринимателя образует в действиях должностного лица состав преступления, предусмотренного ч.5 ст. 290 УК РФ, т.е. вымогательство взятки.
Однако, следует помнить, что в случае удовлетворения незаконных требований должностного лица в действиях предпринимателя будет усматриваться состав преступления, предусмотренного ст. 291 УК РФ «Дача взятки». Юридическое лицо, кроме того, может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица», где предусмотрена ответственность вплоть до стократной суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее ста миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав.
В зависимости от конкретной ситуации, действия должностных лиц в отношении предпринимателя или юридического лица также могут быть квалифицированы по ст. 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями» или по ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».
- Определение размера долей в праве общей долевой собственности на жилое помещение.
Жилое помещение, которое находится в собственности двух или более лиц с определением доли каждого из собственников, принадлежит им на праве общей долевой собственности.
При этом, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона (например, если размер долей не указан в правоустанавливающих документах, оформленных в соответствии с ранее действовавшим законодательством) и не установлены соглашением всех сособственников, доли считаются равными.
В некоторых случаях размер принадлежащих сособственникам долей можно изменить.
Так, сособственники квартиры могут заключить между собой соглашение об определении (изменении) их долей, которое составляется в письменной форме и подписывается всеми сособственниками. Если не достигли согласия - за разрешением спора можно обратиться в суд.
Стоит обратить внимание, что Федеральным Законом от 14.07.2022 № 310-ФЗ внесены изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации. Предусмотрено, что размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого из сособственников, теперь не может быть менее 6 квадратных метров.
Если собственник жилого помещения совершает действия, влекущие возникновение долей в праве собственности на это помещение, и в результате таких действий площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого из сособственников, составит менее 6 кв. м. общей площади жилого помещения, то такая сделка будет являться ничтожной.
Исключением из данного положения является возникновение права общей долевой собственности в силу закона, в том числе в результате наследования по любому из оснований, а также в случаях приватизации жилых помещений.
- Ответственность за несогласованное нанесение на здания, сооружения, общественный транспорт и в иных общественных местах надписей и рисунков («граффити»).
В Российской Федерации за несогласованное нанесение на здания, сооружения, общественный транспорт и в иных общественных местах надписей и рисунков («граффити») предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Административная ответственность наступает с 16 лет:
- статья 7.17. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, влечет наложение штрафа в размере до пятисот рублей.
- статья 20.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение штрафа в размере до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Напомним, что за несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения, но не достигших 16 лет, административную ответственность несут родители или законные представители по ст. 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до пятисот рублей).
Уголовная ответственность может наступить уже при достижении 14-летнего возраста:
- статья 214 Уголовного кодекса Российской Федерации - вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах, может наказываться штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.
Те же деяния, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, могут наказываться ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
- Запреты госслужащих.
Законодательство определяет запреты, связанные с государственной службой, для граждан. Так, статья 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепляет все виды запретов, которые не вправе нарушить государственный служащий. В частности, госслужащим запрещено:
- замещать должность гражданской службы в случае:
а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных частью второй статьи 4 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и частью девятой статьи 12 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус";
б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.
- осуществлять предпринимательскую деятельность (в том числе через доверенных лиц);
- участвовать в управлении коммерческой или некоммерческой организацией, за исключением ряда случаев;
- приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход, если это может вызвать конфликт интересов;
- быть чьим-либо доверенным лицом в государственном органе, если это повлечет конфликт интересов;
- получать вознаграждения (подарки) от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. Исключение - случаи, когда госслужащим получен подарок в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и т.п.;
- разглашать или использовать не для служебных целей сведения конфиденциального характера и служебную информацию;
- допускать публичные высказывания о работе госорганов и их руководителей, если это не входит в обязанности госслужащего;
- открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные деньги и ценности в иностранных банках за пределами РФ, владеть или пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Данный запрет также касается супруги (супруга) и несовершеннолетних детей госслужащего. Исключение - служба за границей.
- выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
- использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
-использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
- создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур
- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Приведенный перечень запретов не является исчерпывающим.
За несоблюдение данных запретов госслужащими предусмотрена ответственность.
Помощник прокурора Байкаловского района
юрист 3 класса М.А. Сергеева
Свежие публикации данной категории
29 декабря 2023 Информация о деятельности Свердловской транспортной прокуратуры.
21 декабря 2023 Установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства в области обращения с животными
21 декабря 2023 О представлении гражданами отчета об использовании лесов
15 мая 2023 «Прокуратурой Байкаловского района организована работа «горячей линии» по вопросам доставки пенсий».
17 апреля 2023 Особенности приема на работу бывших государственных служащих.
17 апреля 2023 Вахтовый метод работы.
17 апреля 2023 Порядок действия в случае обнаружения чужой банковской карты
17 апреля 2023 Прокуратура Байкаловского района провела проверку по обращению местной жительницы о нарушении ее жилищных прав.
17 апреля 2023 Об ответственности за уклонение от прохождения военной службы.