О гражданско-правовой ответственности за закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в отсутствие конкурентных процедур.
17 апреля 2020
Разъясняет помощник прокурора района Тетюцкий А.А.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Соответствующие правоотношения урегулированы Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон О контрактной системе, Федеральный закон № 44-ФЗ).
В соответствии со ст. 8 Закона № 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 107 Закона О контрактной системе предусмотрено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом гражданско-правовая ответственность, применительно к рассматриваемой сфере, может быть определена как специальная мера воздействия на лицо, причинившее в результате нарушения законодательства о контрактной системе вред участникам гражданского оборота, в целях компенсации указанного вреда.
Особенностью такой ответственности является ее внедоговорный характер, что означает то, что данный вид юридической ответственности наступает не в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом условий договора (контракта), а в случае причинения вреда другим участникам гражданского оборота, которые не состоят с правонарушителем в договорных правоотношениях.
При заключении контракта с нарушением требований законодательства в отсутствие конкурентных процедур соответствующие действия заказчика и исполнителя (поставщика, подрядчика) посягают на установленный законодателем порядок привлечения субъектов на товарный рынок, а также нарушают права и законные интересы неопределенного круга субъектов предпринимательской деятельности, так как последние лишены возможности заключить договор в соответствии с условиями и требованиями, установленными законодателем.
Пунктом 2 ст. 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с положениями ст. 52 АПК РФ такая сделка может быть оспорена прокурором.
Так, например, статьей 93 Федерального закона № 44-ФЗ определены случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В порядке, установленном указанной статьей, осуществляется закупка товара, работы или услуги на сумму, не превышающую трехсот тысяч рублей.
Данный пункт не содержит требований о количестве контрактов, которые могут быть заключены между одними и теми же лицами в пределах установленного законодателем ограничения, что позволяет недобросовестным заказчикам искусственно раздробить единую сделку на несколько и оформить ее несколькими контрактами.
Вместе с тем, товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки являются идентичными товарами, работами, услугами.
Заключение нескольких договоров, из содержания которых очевидно, что товары, работы, услуги, являющиеся их предметом, идентичны, фактически направлены на достижение единой хозяйственной цели, сторонами по ним являются одни и те же лица, свидетельствует о намерении сторон уйти от соблюдения процедуры торгов и влечет недействительность таких договоров.
Обращение прокурора в арбитражный суд с иском о признании недействительными договоров, заключенных в отсутствие процедуры торгов, - действенный гражданско-правовой способ защиты интересов государства.
Судебная защита интересов публично-правовых образований в сфере осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд является приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры, в связи с чем прокуратурой области указанные полномочия используются достаточно широко.
Помощник прокурора
Байкаловского района
юрист 2 класса А.А.Тетюцкий
Свежие публикации данной категории
29 декабря 2023 Информация о деятельности Свердловской транспортной прокуратуры.
21 декабря 2023 Установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства в области обращения с животными
21 декабря 2023 О представлении гражданами отчета об использовании лесов
15 мая 2023 «Прокуратурой Байкаловского района организована работа «горячей линии» по вопросам доставки пенсий».
17 апреля 2023 Особенности приема на работу бывших государственных служащих.
17 апреля 2023 Вахтовый метод работы.
17 апреля 2023 Порядок действия в случае обнаружения чужой банковской карты
17 апреля 2023 Прокуратура Байкаловского района провела проверку по обращению местной жительницы о нарушении ее жилищных прав.
17 апреля 2023 Об ответственности за уклонение от прохождения военной службы.