Вопрос-ответ
1) Вопрос: Кто оказывает имущественную поддержку?
Ответ: Имущественная поддержка бизнесу оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления. На территории муниципального образорвания Байкаловский муниципальный район имущественную поддержку оказывают: Администрация МО Байкаловский муниципальный район и Администрации сельских поселений, входящие в состав Байкаловского района (МО Байкаловского сельского поселения, МО Краснополянское сельское поселение, МО Баженовское сельское поселение).
2) Вопрос: Какие виды имущественной поддержки существуют?
Ответ: В зависимости от органа, предоставляющего такую поддержку:
1) передача во владение и (или) в пользование государственного имущества (находится в компетенции органов государственной власти (федеральных, региональных));
2) передача во владение и (или) в пользование муниципального имущества (находится в компетенции органов местного самоуправления).
3) Вопрос: Какое имущество передается во владение и (или) в пользование?
Ответ: Во владение и (или) в пользование могут быть переданы:
- земельные участки;
- здания, строения и сооружения;
- нежилые помещения;
- оборудование;
- машины, механизмы, установки;
- транспортные средства;
- инвентарь, инструменты.
4) Вопрос: Как получить имущественную поддержку?
Ответ: Для получения имущественной поддержки обращайтесь в отдел социально-экономического развития администрации МО Байкаловский муниципальный район (наименование уполномоченного органа в сфере земельных и имущественных отношений муниципального образования по месту нахождения объекта).
Контактные лица:
Федотова Людмила Валерьевна - начальник отдела социально-экономического развития администрации МО Байкаловский муниципальный раййон.
тел. 8 (34362) 2-05-65.
Скоморохова Елена Владимировна - ведущий специалист отдела по имущественным вопросам.
тел. 8 (34362) 2-01-53.
Кузеванова Ольга Александровна - главный специалист отдела по земельным вопросам.
тел. 8 (34362) 2-04-39.
5) Вопрос: Каковы условия передачи имущества, указанного в реестре для субъектов малого и среднего предпринимательства?
Ответ: Указанное в Перечне имущество может быть передано на следующих условиях:
- на возмездной основе;
- на безвозмездной основе;
- на льготных условиях.
6) Вопрос: На какой срок можно получить имущество из перечней для МСП в аренду?
Ответ: Всоответствии с частью 4.3. статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» срок, на который заключаются договоры в отношении имущества, включенного в перечни для МСП, должен составлять не менее чем пять лет. Срок договора может быть уменьшен на основании поданного до заключения такого договора заявления лица, приобретающего права владения и (или) пользования. Максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.
7) Вопрос: Как расчитывается арендная плата?
Ответ: Размер годовой арендной платы (начальная цена договора) в отношении имущества (за исключением земельных участков), включенного в перечень, устанавливается управлением имущественных отношений на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Льготная ставка арендной платы по договорам в отношении имущества (за исключением земельных участков), включенного в перечень, устанавливается в размере 85 процентов от рыночно обоснованной величины арендной платы, установленной независимым оценщиком, или от величины арендной платы, сложившейся в результате торгов на право заключения договора аренды имущества, включенного в перечень.
Льготная ставка устанавливается для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся приоритетными направлениями деятельности: инновационная деятельность; производство продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, развитие промыслов; производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство пищевой продукции, воды и напитков (кроме алкогольных); строительство и производство строительных материалов; логистика, сфера транспорта; создание и развитие субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства; спортивно-оздоровительная деятельность; деятельность в области оказания социальных услуг населению, в том числе в области ухода за детьми дошкольного возраста; деятельность в области дополнительного образования детей; развитие туристско-рекреационного комплекса; экологическая и природоохранная деятельность, на основании заявления, направленного в управление имущественных отношений.
8) Вопрос: Госдума приняла в первом чтении проект об особенностях исполнительного производства и возврата долгов в период пандемии. Бизнесу из наиболее пострадавших отраслей экономики предлагают дать рассрочку на сумму не больше 15 млн руб., а пенсионерам - не выше 1 млн руб. Какие общие правила рассрочки?
Ответ: Рассрочку дадут, если исполнительное производство возбуждено по документу, предъявленному до 1 октября 2020 года. Ее можно будет получить, обратившись к судебному приставу-исполнителю. К заявлению потребуется приложить график погашения задолженности (п. п. 1 и 4 ст. 2 Проекта). Долг нужно будет выплачивать ежемесячно в равных долях. Рассрочку можно будет получить только один раз. При нарушении графика ее отменят, исполнительное производство будет проходить в общем порядке. Во время рассрочки судебный пристав не сможет применять меры принудительного исполнения, за исключением ареста имущества. При этом ранее наложенные ограничения сохранятся и могут запретить госрегистрацию прав на имущество. Также в это время коллекторы не смогут осуществлять деятельность по возврату долга.
9) Вопрос: Какие условия рассрочки для малого и среднего бизнеса?
Ответ: На новую меру поддержки смогут рассчитывать компании и ИП, если они:
- были включены в реестр МСП по состоянию на 1 марта 2020 года;
- осуществляли по данным ЕГРЮЛ или ЕГРИП на 1 марта 2020 года основной вид деятельности в наиболее пострадавших отраслях.
Рассрочку можно будет получить в отношении долгов, которые отвечают следующим критериям:
- образовались в результате неуплаты налогов, сборов, страховых взносов и кредитов;
- общая сумма не превышает 15 млн руб.
Срок выплаты долга должен не превышать 12 месяцев и заканчиваться не позже 1 августа 2021 года. Правительство сможет установить иные предельные сроки для некоторых категорий должников.
Если в отношении компании или ИП применяется мораторий на банкротство, рассрочка начнет действовать с момента окончания моратория.
10) Вопрос: Какие условия рассрочки для пенсионеров?
Ответ: Воспользоваться новой мерой поддержки смогут граждане, получающие пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, в следующих случаях:
- совокупный размер пенсий меньше 2 МРОТ;
- нет других доходов или имущества, права на которое подлежат госрегистрации.
Рассрочку дадут в отношении кредитных долгов, не превышающих в сумме 1 млн руб. Выплатить долг гражданин должен будет в течение 24 месяцев, но не позднее 1 июня 2022 года. Правительство сможет пересмотреть эти сроки. Ограничения на исполнительные действия в отношении всех граждан и ИП До 1 октября 2020 года включительно приставы не смогут арестовать и изъять движимое имущество должника, находящееся по месту его жительства. Ограничение не касается ТС (автомобилей, мотоциклов, мопедов, трициклов и квадроциклов, самоходных машин).
11) Вопрос: При каких условиях субъекту малого и среднего предпринимательства может быть предоставлено преимущественное право на приобретение арендуемого имущества?
Ответ: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектом малого и среднего предпринимательства…» преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
1) арендуемое имущество на день подачи заявления находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 или частью 2.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления;
3) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1. статьи 9 настоящего Федерального закона, а именно: 2.1. Заявитель по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление в отношении имущества, включенного в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии, что:
- арендуемое имущество на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления находится в его временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение трех и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- арендуемое имущество включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства, в течение пяти и более лет до дня подачи этого заявления.
4) сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества не исключены из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
12) Вопрос: Какой порядок оплаты установлен при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества?
Ответ: В соответствии с ч.1 ст.5 ФЗ № 159-ФЗ от 22 июля 2008 года оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. Срок рассрочки оплаты такого имущества при реализации преимущественного права на его приобретение устанавливается соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом, но не должен составлять менее пяти лет.
13) Вопрос: Об НДС при реализации приватизируемого имущества (нежилого здания), составляющего казну муниципального образования.
Ответ: Письмо Министерства финансов РФ от 29 мая 2019 г. N 03-07-14/39086. В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при реализации приватизируемого имущества (нежилого здания), составляющего казну муниципального образования, Департамент налоговой и таможенной политики сообщает. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. При реализации (передаче) указанного имущества физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке налогоплательщиками, то есть лицами, осуществляющими операции по реализации (передаче) данного имущества. Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
14) Вопрос: О реструктуризации кредитов (займов) субъектам МСП.
Ответ: В целях оказания дополнительной финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (далее - субъекты МСП) с учетом складывающейся экономической ситуации в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19), Банк России рекомендует кредитным организациям, микрофинансовым организациям, кредитным потребительским кооперативам, сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам до 30.09.2020 включительно в качестве первоочередной меры, направленной на предотвращение случаев возникновения у субъектов МСП просроченной задолженности по договорам кредита (займа) или на ее урегулирование, рассматривать реструктуризацию предоставленных им кредитов (займов), в том числе путем предоставления отсрочки по погашению остатка основного долга и процентов, в случае поступления соответствующих заявлений от субъектов МСП.
Одновременно с этим в указанных ситуациях рекомендуется не начислять заемщику неустойку (штраф, пени) за ненадлежащее исполнение договора кредита (займа). При принятии решения о форме реструктуризации задолженности рекомендуется исходить из оценки фактической способности субъектов МСП исполнять свои обязательства по кредитным договорам (договорам займа), а также учитывать необходимость надлежащего исполнения кредитными организациями, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами своих обязательств перед кредиторами и вкладчиками. Настоящее информационное письмо подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России" и размещению на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
15) Вопрос: Понятие малого и среднего предпринимательства.
Ответ: Малое и среднее предпринимательство играет огромную роль в экономической жизни любой страны: именно небольшие предприятия вносят существенный вклад в поддержание экономического роста, обеспечение занятости населения и т.д. В экономической литературе предпринимательство определяется как деятельность, ведущаяся экономическими субъектами на свой страх и риск и направленная на систематическое получение прибыли от реализации товаров, услуг и работ. Что касается сугубо юридической стороны вопроса, то для определения данного понятия и отграничения малого и среднего предпринимательства от крупного необходимо обратиться к соответствующим нормативно-правовым актам, содержащим понятие малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о малом и среднем предпринимательстве) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве данные субъекты могут иметь разные организационно-правовые формы: это могут быть хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
16) Вопрос: Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Ответ: В соответствии со ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве базовыми критериями, на основании которых происходит выделение субъектов малого и среднего бизнеса, являются:
1) структура уставного либо складочного капитала;
2) средняя численность работников;
3) объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов.
Для начала рассмотрим структуру уставного либо складочного капитала - критерий, применяющийся в отношении хозяйственных партнерств и хозяйственных обществ, а также хозяйственных товариществ. Так, чтобы считаться субъектами малого и среднего предпринимательства, они должны удовлетворять хотя бы одному из нижеперечисленных требований:
- во-первых, участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций акционерного общества (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- во-вторых, участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций акционерного общества (пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве).
В то же самое время есть шесть изъятий из данного правила:
- во-первых, акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 3 пп. "а", пп. "б" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- во-вторых, деятельность хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств направлена на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, при этом исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям или участникам определенного типа: бюджетным или автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями (абз. 3 пп. "а", пп. "в" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- в-третьих, хозяйственные общества или хозяйственные партнерства обладают статусом участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (абз. 3 пп. "а", пп. "г" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- в-четвертых, учредители (участники) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств - это юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности (распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 N 1459-р "Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности") (абз. 3 пп. "а", пп. "д" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- в-пятых, ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством РФ для средних предприятий в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в пп. "б" п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (абз. 2 пп. "а" п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- в-шестых, участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.
Следующий критерий - это среднесписочная численность работников, которая за предшествующий календарный год для хозяйственных партнерств и хозяйственных обществ, удовлетворяющих критерию структуры уставного капитала, и иных субъектов не должна превышать:
- для средних предприятий 101 - 250 человек (если иное не предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с п. 2.1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
- для малых предприятий - 100 человек;
- для микропредприятий - 15 человек.
Что касается дохода, то доход от осуществления предпринимательской деятельности хозяйственных обществ, товариществ и партнерств, удовлетворяющих критерию уставного либо складочного капитала, и иных субъектов за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой из категорий субъектов малого и среднего предпринимательства.
Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", которое устанавливает следующие предельные ограничения:
- для средних предприятий - 2 млрд рублей;
- для малых предприятий - 800 млн рублей;
- для микропредприятий - 120 млн рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве в отношении индивидуальных предпринимателей, которые не привлекали наемных работников в предшествующем календарном году для осуществления предпринимательской деятельности, категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в зависимости от величины полученного дохода.
Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий свою деятельность в одной из определенных организационно-правовых форм, отвечает всем перечисленным критериям, то он может быть отнесен к субъекту малого или среднего предпринимательства. Сведения о таком субъекте вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а сам субъект получает право на соответствующую государственную поддержку.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о малом и среднем предпринимательстве такие реестры ведут федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления, а также корпорация развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерние общества, организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем принадлежность субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории не является чем-то неизменным: в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве в случае превышения предельных значений критериев численности работников и объема выручки в течение трех лет подряд категория субъекта малого или среднего предпринимательства подлежит изменению