ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОМ ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
16 июля 2015
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ
В СЛУЧАЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ ТУРОПЕРАТОРОМ
ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
Исполнитель (туроператор, турагент) обязан предоставить потребителю туристский продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также договору о реализации туристского продукта (ст. 4 Закона о защите прав потребителей, п. 17 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта).
Если исполнитель при заключении договора о реализации туристского продукта был поставлен потребителем в известность о конкретных целях туристского продукта, необходимого потребителю, исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
! |
Если соблюдение указаний потребителя может снизить качество туристского продукта или повлечь невозможность оказания туристских услуг, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта, исполнитель обязан об этом своевременно и обоснованно проинформировать потребителя. Исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения убытков, если потребитель в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги, либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество туристского продукта. |
Туроператор в соответствии с условиями заключенного договора о реализации туристского продукта отвечает за качество следующих услуг (абз. 7 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности»):
- услуг по размещению и условию проживания;
- типу и качеству питания;
- услуг по перевозке в стране временного пребывания, включая авиаперевозки и трансферы;
- услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника;
- программ пребывания и маршрута путешествия;
- иных предусмотренных договором условий путешествия.
Ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта несет туроператор, независимо от того, с кем (турагентом, туроператором) заключен договор о реализации туристского продукта.
Под ненадлежащим исполнением подразумевается, когда исполнителем не выполнено хотя бы одно из условий договора о реализации туристского продукта, требуемых уполномоченным лицом – туристом.
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ
ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
В случае ненадлежащего исполнения договора о реализации туристского продукта турист вправе потребовать, по своему выбору:
1. безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
2. возмещение расходов по устранению недостатков услуги третьими лицами;
3. повторного безвозмездного оказания услуги;
4. соответствующего уменьшения цены оказанной услуги.
Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков:
- если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги не устранены исполнителем;
- если обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (пример, ухудшение эпидемиологической обстановки в стране (месте) временного пребывания до фактического начала путешествия; несогласованная замена цели путешествия, изменение его программы).
Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Как правило, недостатки услуги обнаруживаются в момент получения туристских услуг, поэтому в правоприменительной практике чаще всего потребителями заявляются требования: о соответствующем уменьшении цены оказанной услуги и взыскании убытков.
В случае нарушения сроков оказания услуг, исполнитель должен уплатить потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3 процентов цены оказанной услуги.
Сумма взысканной потребителем неустойки не может превышать цену оказанной туристской услуги.
Кроме того, турист имеет право на компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом.
Удовлетворение размера компенсации морального вреда зависит от наличия и степени нравственных страданий истца, вины ответчика и взыскивается при наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и испытанными страданиями. Размер компенсации морального вреда не зависит от размера имущественного вреда и определяется судом.
СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЯ В СЛУЧАЕ
НЕНАДЛЕЖАЩЕГО ИСПОЛНЕНИЯ
! |
Претензии к качеству туристского продукта предъявляются в письменной форме исполнителю в течение 20 дней с даты окончания действия договора о реализации туристского продукта и подлежат рассмотрению в течение 10 дней с даты получения. |
ДОГОВОРА О РЕАЛИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА
Претензия составляется в двух экземплярах, с чётко сформулированными требованиями и вручается под роспись исполнителю, либо направляется заказным письмом с уведомлением.
В случае не удовлетворения претензии в добровольном порядке, потребитель имеет право обратиться в суд.
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности её филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения её филиала или представительства.
Потребители по искам, связанным с нарушением их прав (если сумма иска не более 1 млн. рублей), освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Дела по имущественным спорам в области защиты прав потребителей при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, рассматриваются мировым судьей.
Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом в срок до двух месяцев со дня поступления заявления в суд, а мировым судьей в срок до одного месяца со дня принятия заявления к производству.
! |
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. |
Нужно позаботиться заранее о сборе необходимых доказательств ненадлежащего исполнения туристских услуг:
- гостиница не соответствует «звездности», указанной в путевке (составьте претензию и подпишите у администратора гостиницы);
- задержка авиарейса (в аэропорту назначения обратитесь к перевозчику и сделайте отметку в билете о дате и времени прилета);
- вместо шведского стола вам предлагают меню – запаситесь рекламным листом ресторана, прейскурантом с ценами блюд и печатью заведения;
- не состоялась запланированная экскурсия, посещение музея, оплаченного вами – составьте акт и подпишите у вашего экскурсовода;
- пляж не того покрытия, что вам обещали, и настолько далеко от гостиницы, что приходится ездить - сделайте фото, подпишите у администрации пляжа, представьте проездные документы и так далее.
Свежие публикации данной категории
6 мая Памятка потребителю. Электронные способы оплаты
3 мая Горячая линия по профилактике клещевого энцефалита и инфекций, передающихся клещами
23 апреля Горячая линия по вакцинопрофилактике (в рамках Единой недели иммунизации)
10 апреля Профилактика ротавирусной инфекции
14 марта «О проведении конкурсов, посвященных Всемирному Дню защиты прав потребителей».
14 марта Горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке (15 марта)