О результатах рассмотрения обращений граждан в 2016 году и об изменениях требований к обращениям потребителей как основаниям для проведения внеплановых проверок
8 февраля 2017
Талицким отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в 2016 году было рассмотрено 236 обращений граждан, что на 20,4% больше, чем в 2015 году.
В структуре рассмотренных обращений наибольший удельный вес, как и в предыдущие годы, составили обращения на нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – 66,1% (156 обращений), из них больше всего жалоб о питьевой воде и питьевом водоснабжении населения – 26,9% (42) , а также о сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронении отходов производства и потребления – 26,3% (41 обращение).
Также, 33,9% обращений содержали доводы о нарушении прав потребителей (80 обращений), из них наибольшее количество жалоб касалось сферы розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами – 47,5%.
В целях контроля по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и состояния потребительского рынка товаров и услуг в 2016 году проведено 82 контрольно-надзорных мероприятий, в ходе 60 мероприятий выявлены нарушения (73,2%), всего выявлено 480 нарушений пунктов нормативных документов.
В связи с выявленными нарушениями должностными лицами Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора составлено 95 протоколов об административных правонарушениях, вынесено 86 постановлений о назначении административных наказаний, наибольшая доля из которых приходится на следующие статьи Кодекса РФ об административных правонарушениях - на ст.6.5 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде) – 24,4%; ст. 6.4 (нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта) – 12,8%; ст. 14.15 (нарушение правил продажи отдельных видов товаров) – 8,1%; ст. 14.43 (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов) – 8,1 %.
Общая сумма наложенных штрафов составила 1 млн. 133 300 рублей.
С целью обеспечения гражданско-правовой защиты граждан Талицким отделом Управлением Роспотребнадзора продолжается практика подачи исков в защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга лиц, об обязывании выполнения требования санитарного законодательства.
Так, в защиту неопределенного круга лиц подано 4 иска, в защиту прав потребителей 2 иска, а также 3 иска об обязывании выполнения требования санитарного законодательства. Все иски были рассмотрены и удовлетворены. В настоящее время 1 решение суда исполнено в полном объёме, 8 решений пока исполняются.
Всего по результатам рассмотрения дел в судах с участием Талицкого отдела Управлением Роспотребнадзора вынесено решений в пользу потребителей (в том числе потребителей коммунальных услуг) на сумму порядка 5 млн.руб.
По всем обращениям потребителей обеспечено объективное и всестороннее рассмотрение, даны ответы и разъяснения.
Талицкий отдел Управление Роспотребнадзора информирует также о том, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» с января 2017 года изменились требования к рассмотрению Роспотребнадзором (его территориальными органами) обращений потребителей как возможному основанию для проведения соответствующих внеплановых проверок в рамках осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Согласно новой редакции подпункта «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 277-ФЗ) необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении в орган государственного контроля (надзора) факта того, что до обращения в Роспотребнадзор (его территориальный орган) он «обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены».
Указанное означает, что для граждан, целью обращения которых в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является постановка вопроса о проведении в отношении соответствующих юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей внеплановых проверок, организация и проведение которых регламентирована положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вышеназванными новеллами фактически вводится обязательный предварительный претензионный порядок обращения потребителя с соответствующими требованиями непосредственно к хозяйствующем субъекту.
Кроме того, не смогут служить основанием для проведения внеплановой проверки обращения и заявления, не позволяющие установить обратившееся лицо. Причем, в случаях, когда изложенная в обращении или заявлении информация сама по себе может являться основанием для проведения внеплановой проверки, но имеются обоснованные сомнения в авторстве такого обращения или заявления, должностное лицо органа государственного контроля (надзора) обязано принять разумные меры к установлению обратившегося лица. При этом обращения и заявления, направленные заявителем в форме электронных документов, могут служить основанием для проведения внеплановой проверки только при условии, что они были направлены заявителем с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.
Анонимность обращения или заявления либо заведомая недостоверность сведений, содержащихся в обращении или заявлении, ставших поводом для организации внеплановой проверки, выявленные после начала её проведения, являются основанием для принятия руководителем, заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора) решения о прекращении такой проверки. При этом в отношении взыскания расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением обращений, содержащих заведомо ложные сведения, орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском к соответствующему заявителю.
Ведущий специалист-эксперт
Талицкого отдела Управления Роспотребнадзора
Рыжкова Оксана Анатольевна
Свежие публикации данной категории
3 мая Горячая линия по профилактике клещевого энцефалита и инфекций, передающихся клещами
23 апреля Горячая линия по вакцинопрофилактике (в рамках Единой недели иммунизации)
10 апреля Профилактика ротавирусной инфекции
14 марта «О проведении конкурсов, посвященных Всемирному Дню защиты прав потребителей».
14 марта Горячая линия по актуальным вопросам защиты прав потребителей в судебном порядке (15 марта)
12 марта О результатах проведенных надзорных мероприятий в отношении образовательных учреждений в 2023 году